Топ-100 Кому собирается помогать правительство Казахстана?
  • 23 декабря, 03:50
  • Астана
  • Weather icon -7
  • 523,86
  • 544,34
  • 5,11

Кому собирается помогать правительство Казахстана?

Фото: www.ria.ru

Информация о 39 низкорентабельных нефтегазодобывающих предприятиях Казахстана, которым государство намерено оказать послабления, оказалась конфиденциальной. По крайней мере, так сообщили в Министерстве энергетики РК.

Напомним, 20 августа Национальный банк Казахстана ввел плавающий курс тенге, что в итоге привело падению стоимости нацвалюты сразу на 35%. Чуть позже на брифинге в службе центральных коммуникаций первый заместитель премьер-министра Бакытжан Сагинтаев сообщил, что до 1 октября общая налоговая нагрузка для низкорентабельных нефтедобывающих компаний будет снижена.

«Мы вели совместно с ассоциацией KazEnergy глубокий анализ всех 57 нефтегазодобывающих компаний. По итогам было выбрано 39 низкорентабельных. И по этим 39 до 1 октября планируется снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это даст возможность снизить общую налоговую нагрузку по этим компаниям на 8%. В денежном выражении это 146 миллиардов тенге», – заявил он тогда.

Естественно, возник вопрос: какие компании вошли в этот список и кого на сей раз спасает государство в ущерб всем гражданам Казахстана? ИА Total.kz обратилось с запросом в Министерство энергетики РК предоставить перечень 39 низкорентабельных предприятий (с указанием наименования юридического лица), о которых говорил г-н Сагинтаев. Однако предоставлять полный список госорган отказался, сославшись на конфиденциальность и коммерческую тайну. Правда, все это прозвучало между делом, в телефонном разговоре с сотрудниками пресс-службы. Из официального же ответа следует, что в настоящее время продолжается прием заявок от нефтедобывающих организаций (НДО).

«О результатах рассмотрения заявок НДО Министерство энергетики РК готово сообщать дополнительно при наличии письменных запросов. На данный момент льготы по НДПИ получила компания АО «Каражанбасмунай». ТОО «ТандайПетролеум» получило одобрение на МВК и ожидает подписания постановления. Заявки от компаний АО «СНПС – Актобемунайгаз», АО «ТургайПетролеум» и АО «Узеньмунайгаз» находятся на стадии рассмотрения», – сообщили в пресс-службе.  

Кому же в конце концов принадлежат эти компании, о благосостоянии которых так пекутся наши чиновники? Начнем, с АО «Каражанбасмунай» – это единственная компания, получившая на данный момент льготы по НДПИ. Руководит им Даулетжан Хасанов. АО занимается разработкой месторождения Каражанбас в Мангистауской области близ города Актау. Из информации на официальном сайте следует, что «Каражанбасмунай», с объемом добычи более 2 миллионов тонн нефти в год, входит в десятку крупных нефтедобывающих компаний Казахстана и в тройку лидирующих нефтедобывающих предприятий Мангистауского региона». Единственным акционером, владеющим 100% простых голосующих акций, указана CITIC Canada Petroleum Limited (CCPL ранее Nations Energy Company Ltd). Эта частная компания основана в 1996 году и зарегистрирована в Канаде, занимается приобретением международных проектов по разведке и добыче нефти и газа по всему миру. 

ТОО «Тандай Петролеум» (разработка месторождения Жолдыбай в Атырауской области) получила одобрение на МВК и ожидает подписания постановления. Ее конечными владельцами числятся Майра Мыңжасқызы  (1966 г.р.) и ее 21-летняя дочь Сауле Болатовна Кунарбаева через ТОО «Батыс ЛТД». Отец семейства – Болат Қонарбай (1966 г.р.) – экс-депутат мажилиса парламента РК. Кстати, он указан единственным учредителем ТОО «Cәтті Мекен», также имеет долю в уставном капитале еще одного юридического лица – ТОО «Болсат» (совладельцы – Самат Жиенбаев, Берикбол Калиаскарович Бердалинов и Майра Мыңжасқызы). Компания работает на рынке с 1997 года и занимается брошюровочно-переплетной и отделочной деятельностью.

Заявки трех предприятий пока находится на стадии рассмотрения. Первая – АО «СНПС – Актобемунайгаз». По официальной информации, компания осуществляет свою операционную деятельность на нефтегазоносных площадях в Актюбинской области: месторождения Жанажол, Кенкияк, Северная Трува, а также центральная территория Восточной части Прикаспийской впадины (разведочный блок). Ежегодный объем добычи нефти увеличился с 2,5 млн тонн в 1997 году до 6,3 млн тонн в 2013 году. В 2014-м эта цифра составила 5,68 млн тонн, а корпоративными планами на 2015-й предусмотрен на уровне 4,9 млн тонн. Входит в число пяти крупнейших нефтедобывающих компаний Казахстана.  Отметим, что по итогам 2014 года держатели привилегированных акций получили в виде дивидендов 70 796 625 тенге, по простым бумагам выплаты не производились. АО имеет ряд дочерних фирм: ТОО – «Управляющая компания «Пекин-Палас» (курирует работу бизнес-центра «Пекин Палас» в Астане, доля – 100%), «Sinooil» (оптовая торговля ГСМ), «Актобе мунай машкомплект» (ремонт и техобслуживание механического оборудования), «Казахстанско-китайская буровая компания «Великая стена» (техподдержка при добыче нефти и природного газа), «СНПС-Актюбинская транспортная компания» (грузоперевозки). Также предприятие имеет долю в АО «КМК Мунай» (разведка и разработка месторождений, добыча нефти в Актюбинской области на месторождениях «Кокжиде», «Кумсай», «Мортук») – 50% плюс 1 акция. Помимо этого в числе участников объединения юридических лиц «Ассоциация налогоплательщиков «Кунь-Лунь». Конечный бенефициар «СНПС-Актобемунайгаз»  – китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC).

Следующая – АО «Тургай-Петролеум» – единственный оператор северной части месторождения Кумколь. Руководит им Есен Кайржан. 50% его ценных бумаг владеет «ПетроКазахстан Инк.». Зарегистрирована компания в Канаде и ее конечные владельцы – государственная корпорация КНР CNPC (доля – 67%) и АО «НК «КазМунайГаз» (33%)». Остальные 50% АО «Тургай-Петролеум» принадлежат компании «ЛУКОЙЛ Оверсиз Кумколь Б.В.», зарегистрированной в Нидерландах. Это 100% дочернее предприятие нефтегазовой компании в России «ЛУКОЙЛ».

Третья – АО «Озенмунайгаз». Компания занимается освоением месторождений Узень и Карамандыбас в Мангистауской области. Это 100% «дочка» АО «РД «КазМунайГаз», основной акционер которого АО «НК «КазМунайГаз». В свою очередь, КМГ принадлежит АО «ФНБ «Самрук-Казына». Отметим, что по итогам 2014 года АО выплатило материнской компании дивиденды в размере 40 046 263 тысяч тенге или 599 тенге за акцию.

Между тем, депутаты мажилиса парламента РК считают, что действия государственных органов должны быть транспарентными в широком смысле этого слова, публичными, гласными и подконтрольными обществу.

«Эта информация не должна быть закрытой. Этот налог – достояние народа. Я думаю, там может быть какая-то коммерческая тайна с точки зрения, почему это слабые компании. Ведь никто не хочет оказаться в списке слабых. Это же бьет по репутации. У народа есть законное право знать, кто и почему получает эти преференции. Потому что эти деньги не придут в бюджет, а в нынешней ситуации – это чревато. Но, я думаю, долго скрывать у них не получится», – уверен мажилисмен Айкын Конуров.

Руководитель фракции Демократической партии Казахстана «Ак жол» депутат Азат Перуашев также считает, что народ должен знать, кому предоставляются налоговые послабления.

«Вот это, к сожалению, перекос, что мы строим нашу экономику в зависимости от сырья, – говорит он. – Опять поддерживаем сырьевиков, а не переработчиков. Это, на мой взгляд, ошибочная стратегия. Сегодняшние скачки курса – это результат того, что наша экономика прекрасно знает цену на сырье, но внутренний рынок товарами массового потребления мы не наполняем. Это проблема. Народ  должен знать: кому предоставляются налоговые послабления, потому что по сути – это деньги, которые забирают у людей, поскольку освобождают их (нефтегазодобывающие предприятия – ИА Total.kz) от НДПИ».

Своих коллег поддержала и парламентарий  Айткуль Самакова: «Раз первый заместитель премьер-министра уже вслух сказал, что 39 предприятий будут освобождены от налога и не будут облагаться налогом, каким облагаются другие предприятия, я думаю, этот список должен быть уже обнародован, хотя бы в прессе».  

Мажилисмен Танирберген Бердонгаров считает, что работа и правительства, и парламента, и всех остальных государственных органов должна быть максимальной открытой, чтобы у граждан Казахстана не возникало вопросов относительно их деятельности.

«Я не знаю, по какой причине Министерство энергетики не предоставляет данную информацию, но считаю, власть должна быть открытой и транспарентной, и на все вопросы, которые возникают у гражданина, а журналист, прежде всего, это гражданин, они должны находить ответы», – резюмировал он.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×